+7(926) 024-99-85
whatsapp
info@adi-tour.ru

Религии в Индии

Национальное вероисповедание в Индии это индуизм. Само слово берет свое начало от одноименного названия главной реки Индии – Инд, которое придумали англичане. Но для самих жителей страны название их религии звучит и означает совсем другое. В оригинале оно звучит как санатана дхарма, что в переводе означает вечный порядок или закон. Индуизм распространился далеко за границы Индии, в основном в странах Южной Азии, в общей сложности количество последователей данной религии насчитывается около 700 млн. человек.  Сам Индуизм развивался очень длительное время.  Его развитие можно разделить на несколько стадий, первой из которых считается ведизм.

Ведизм

Возникновение и дальнейшее развитие индуизма хранит немало тайн и загадок, над которыми ученые до сих пор ломают голову. Достоверно известно, что в результате синтеза нескольких культурно-обособленных обществ, проживавших на территории древней Индии, возникли первые религии. Это стало известно благодаря открытиям, сделанным при археологических раскопках в горах Мохенджо-Даро, где были обнаружены остатки древней цивилизации. Именно по этому открытию ученые установили примерные границы возникновения индуизма. Например, в археологических находках явно прослеживался культ быка, который почти в первозданном виде дошел до наших дней. 

Веда

Огромное влияние на индийскую религию, повлияло распространение вероисповедания древних Ариев, которые  во втором тысячелетии до нашей эры, активно проникали на территорию Индии.  Не смотря на значительные различия во внешности Ариев и древних племен дравидов и прото-дравидом живших на территории Индии, и значительных различиях в религии, древние Брахманы активно перенимали и дополняли размышления Ариев, которые были заключены в священные писания - Веды. В них содержались размышления об устройстве мира, смысла существования человека и вся религиозная практика, с подробным описанием различных ритуалов и жертвоприношений. 

Всего существовало 4 сборника:

  • Ригведа - по сути, был сборником гимнов богов.
  • Яджурведа – сборник формул для жертвоприношений.
  • Сама-веда – собрание песнопений посвященным жертвоприношениям. 
  • Атхарваведа – содержал в себе всевозможные заговоры и заклинания. 

В итоге дополнения и разъяснения брахманов начали называться араньяками и упанишадами. На основе всего этого у современных ученых сложилось представление о ведийской религии.

Боги ведизма

В текстах Ведах, существует множество упоминаний о различных богах. Наибольшая часть гимнов посвящена Индре – бог грома, молнии и дождя, он же являлся и царем всех богов. Именно он одержал победу над огромным змеем Вритрой, благодаря чему переход от хаоса к порядку стал возможным.  Если анализировать в целом весь пантеон богов,  то он не поддаются систематизации, так как большинство богов возникли вследствие обожествления космических явлений, природы и стихий в то же время другая часть богов являлось олицетворением других вещей. Например, если Бог Дьяус был повелителем неба, Притхиви богиня земли, то Агни был богом огня, Сома богом божественного напитка, а Митра и вовсе была богом, следящим за соблюдением всех договоров.  

В силу того что Арии были кочевниками, все религиозные ритуалы совершались на открытой местности, которую специально подготавливали устраивая площадки под открытым небом. Наибольшее количество ритуалов было связанно с царем Ариев, начиная с его рождения и заканчивая погребением.  У Ариев господствовал культ предков, которые после смерти незримо существовали в особом месте, но представления о переселении душ у этого народа еще не существовало. 

В процессе существования и развития народов, а именно усложнения структуры социума, а так же в силу влияния локальных верований, подверглась изменениям религия ведизмов. Вследствие чего возникла новая ступень эволюции ведизмов – Брахмаизм.

Брахманизм

Касты в Брахманизме

Первым отличительным элементов от ведизма являлось появления представления о первочеловеке Пурушу. Именно Пурушу дал начало всем людям на земле и всему живому окружающее человека. Эта легенда стала основой для создания кастовой системы в Индии. По этой легенде Пурушу был неким космическим человеком, который решил пожертвовать самим собой ради всего человечества.  Из его частей тела и произошли люди. Каждая его часть породила разные сословия людей - касты.  Каждое сословие было строго изолированно друг от друга, и перейти из одного сословия в другой было невозможно. Из губ Пурушу возникли брахманы, то есть жрецы и толкователи священных текстов. Кшатрии, а именно воины и правители, образовались из плеч Пурушу, из его же бедер возникли вайшьи – торговцы и земледельцы. Самой низкой и многочисленной кастой были Шудры – рабы и слуги.  Имело место и более детальная прослойка общества, которая называлась «неприкасаемыми».  Самыми высшими кастами считались первые три, каждый член которых по достижению совершеннолетия проходил обряд, после которого они именовались «дважды рожденными». Именно к этим трем кастам применялось учение об различных обязанностях человека на разных этапах его существования. Например, в детстве он исполняет роль ученика, потом появляется обязанность жениться и стать примерным семьянином. После того как человек достиг всего необходимого он обязан покинуть дом и стать отшельником-монахом. Именно в Брахманизме окончательно формируется понятие о Брахмане, как о неком абсолюте и причине мира, а также понятие об Атмане – как индивидуальной сути каждого человека, которая стремится воссоединиться с брахманом. Именно в этот период возникают идеи о круговороте бытия, перерождении душ, из раза в раз, во всё новые оболочки, т.е. инкарнацию; Карме – законе, который определял бы следующее рождение, когда и в какой оболочке; Мокше – идеал, при достижении которого душа избавлялась от круга перерождения.

Но из-за жесткого распределения  и закрепления сословий, и дальнейшего развития социума, появляются новые религиозные направления, в сути которых были более демократические и свободные порядки перехода от сословия к сословию. Такими направлениями стали буддизм и джайнизм. Именно эти направления стали основной оппозицией брахманизма. Если буддизм был вытеснен за границы Индии и в следствии стал религией мирового масштаба, то джайнизм, хоть и остался не сильно распространенной религией, но, тем не менее, весьма влиятельной в Индии. 

Джайнизм

Основателем джайнизма стал Вардхамана, который жил в VI веке до н.э. После того как ему исполнилось 30 лет он ушел с дома, и отправился в долгое странствие по Индии. Именно в странствии он обрел высшее знание и получил титул Великого героя, после чего он начал преподавать всем свою новую веру. После себя он оставил большое количество последователей, которые спустя годы решили создать писаный канон этого вероучения. Вследствие этого джайны разделились на два лагеря,  различия в которых было только в элементах обрядности и условий жизни верующих и их общин.  Основу этой веры составляет идея в самосовершенствовании души для достижения идеала - мокши. Но добиться этого могут не только брахман, но и каждый желающий, если будет следовать  установленным условиям. Задачей каждого, кто выбрал путь джайна, является освобождение от кармы как основы, которая связывает человека с круговоротом бытия.  Для выполнения этого необходимо:

  • Вера в истинность этого вероучения;
  • Достижение совершенного знания;
  • Соблюдение праведной жизни.
  • Обеты джайнов

Последние условие включает в себя принятие пяти основных обетов:

  • обет не причинения зла всему живому. 
  • не нарушать супружескую верность.
  • не стяжать.
  • быть честным и благочестивым в словах.

Кроме этого повсеместно добавлялись и иные обеты, среди которых были такие, которые прелписывали сокращения удовольствий в жизни. 

Особое место среди джайнистов занимали монахи-аскеты. Они полностью разрывали связь с внешним миром и отправлялись в странствия , без всякого имущества. Им было запрещено оставаться на одном месте более четырех недель, исключения были сезоны дождей. Такие монахи должны были пристально следить за тем, чтобы не убить случайно какого-то насекомого или животное, жить милостыней и питаться не более двух раз в день. Крайними формами обетов являлось полный отказ от пищи, вследствие чего смерть от голода или же полное молчание на протяжении годов.

Именно такие крайности ограничили распространение джайнизма не только за пределы Индии, но и внутри страны.  Только интеллигенция могла себе позволить такую жизнь. Ремесленники же и земледельцы вели совершенно другой образ жизни. Но хотя число последователей не превышало одного процента среди всего населения Индии, джайнизм сыграл огромную историческую роль.

Индуизм

Со временем оппозиционное влияние различных религиозных направлений  брахманизму, уменьшается и складывается ситуация которая определяется понятием «индуизм».  Само по себе данное слово означает не только религию, но и образ жизни, со всеми совокупностями жизненных принципов, норм, ценностей, верований, обрядов и праздников. Индуизм это так же терпимость ко всем религиям, которые возникают на территории Индии. Он поглощает и интерпретирует любую веру таким образов, чтобы в итоге преподнести всех богов как богов индуизма. Но в тоже время в самой основе лежат догмы берущие свое начало от ведизма и брахманизма.  Следует отметить, что в системе индуизма нет строго определенной церковной организации. 

Боги в индуизме

С течением времени в индуизме возникает идея Тримурти – тройке самых главных богов: Брахмы, Шивы и Вишну. Каждый из них выполняет четкую функцию, закрепленную за каждым. Брахма это творец всего мира, Вишну его охранник. Шива же напротив, разрушает мир в конце каждого цикла существования всего сущего.  Наибольшей популярностью пользуются последние два, что и породило два отдельных течения вишнуизм и шиваизм. 

Исходя из названия, вишнуизм предполагает культ бога Вишну. Кроме Вишну большое уважение имеют и герои древних эпосов  Рама и Кришна. Как считается у последователей данного течения, именно благодаря Вишну достигается гармония и целостность сотворенного мира. Изображают Вишну обычно четырехруким и верхом на тысячеглавом драконе Шеше. При пробуждении Вишну, из его же пупка расцветает лотос, внутри цветка сидит Брахма. Так же верующие, безукоризненно верят в то что Вишну может периодически являться к людям в различных аватарах, зверя или человека. При таких явлениях он каждый раз спасал человечество от неминуемой гибели.  Считается, что одними из таких появлений было в образе Кришны, а затем и Будды. Именно благодаря популярности Кришны в 11 веке начинается стремительное развития этого течения. Огромным почитанием так же пользуется и его жена – Лакшми, богиня удачи, плодородия и процветания. 

Еще одним героем древнеиндийской мифологии является Рама. Поэма «Рамаян» была написана еще до нашей эры и стала основой всей индийской культуры.  Она повествует о любви, верности и о чести соблюдения традиций и обычаев. Позже главный герой Рама был обожествлен как одно из перевоплощений бога Вишну. 

Кришнаизм – хоть и отдельная ветвь индуизма но, тем не менее, не порвавшая с ним связь. Кришна это древний аборигенный бог, об этом свидетельствует значение его имени – черный. Первое упоминание Кришны встречается в эпической поэме «Махабхарате».  Благодаря проповеднику этого течения Свами Брамхупада, данное течение распространилось по всему миру в том числе и страны Европы и Россию. 

Шиваизм

В его основе лежит сама культуры Шивы, которая хорошо распространена в Южной Индии, а также в Восточной. Культ включает в себя все элементы, которые восходят еще в доарийской древности (к примеру, поклонение лингаму, занятие йогой, власть на какими-либо животными). Их ведийским прообразом считается Рудра, он же бог грома или грозы. В давние времена, люди боялись его, так как он наводил порчу на них и ужас. Самым первым эпитетом у Рудры являлся Шива, которого он употреблял с целью всех задобрить. Рудра считался настоящим воплощением самой дикой природу у древних арийцев. Его сила была очень велика, поэтому ее употребляли с целью защиты. 

Шиваизм начал складываться еще во втором веке до нашей эры. В тоже время появились и скульптуры Шивы, это и завершило формирование иконографического облика: волосы, которые развиваются и полумесяц, шкура тигра на бедрах, различные змеи, ожерелья с черепами, третий глаз и так далее. Число этих рук может доходить аж до десяти. Мифология Шивы и его образ формируется как в «Махабхарате». Этот образ довольно противоречив. Самым важным атрибутом Шивы принято считать лингам, который стал самым главным в поклонении. Число таких каменных лингамов в храме достигает зачастую нескольких сотен. Принято сочетать лингама с йони – это считается типичной композицией во всех шиваитских святилищах.

Шива – это очень примерный семьянин. Жену звали Парвати – она дочь самого царя Гималаев, два сына – Ганеша со слоновьей головой и Сканда, который командовал войском богов. Жена Шиви по-настоящему олицетворяла женскую ипостась, на этой основе и возник такой культ, как шактизм. Многие богини плодородия также стали воплощением такой энергии. Самые популярные среди них – Дурга и Кали. 

Огромную роль в Индии играют брахманы, они же священники. Самих их авторитет является беспрекословным. Они следят за культом, ухаживают за самим храмом и так далее. Наряду с ними находятся колдуны. Большой популярностью они пользуются в селах. Также хорошо распространены мантры (молитвы), именно им приписывают всю сверхъестественную силу. 

Необычное своеобразие индуизму добавляют многие праздники и обычаи, так как в них участвуют большое количество людей. К примеру, это могут быть паломничества к храмам или просто святым местам, какие-то ритуальные действия, напрямую связанные с героями из Древней Индии, праздник светильников, которые зажигают для богини Лакшми и так далее.

Есть и очень много семейных праздников, например: свадьба, рождение дочки или сына, похороны. В Индии есть священные места, в которых принято сжигать всех умерших, а останки обычно сбрасывают в реку. Все десять дней семья обязана носить траур, для этого одевают кусок какой-то белой ткани или просто белую одежду. Довольно долгое время в Индии существовала сати, согласно этому вдова обязана была взойти на погребальный костер своего мужа, чтобы сгореть с ним заживо. Если же этого не сделать, это считалось настоящим позором для всей ее семьи. Долгие годы в Индии была борьба с этим, но и на сегодняшний день огромную роль играет всемирно известная кастовая система, которая определяет жизнь и дальнейшую судьбу каждого человек.

 

Показать полную версию сайта